Водителя Трамвайного парка № 1 Галину Сорокину пассажиры всегда узнают по искренней улыбке. Позитивный настрой, присущий бронзовому призёру конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая», помогает и в личной жизни, и на работе. Улыбка выручает и дома, и на линии, и на конкурсной трассе, когда надеешься на большее, однако подводит удача. О пути в профессию, об «умных» трамваях, транспортном будущем и своих пассажирах Галина Сорокина рассказала в интервью.
- Галина, на конкурсе Вы всегда улыбались, и все вокруг Вас тоже. Дружелюбие – это отличительная черта Вашего характера?
- Это вы хорошо подметили! Да, я всегда улыбаюсь, я вообще позитивный человек. Как бы плохо ни было в жизни, я всегда стараюсь улыбаться, потому что смех, улыбка управляют жизнью. В любых стрессовых ситуациях улыбка приходит на помощь, потому что ты начинаешь думать о хорошем и перестаёшь - о плохом. Поэтому стараюсь быть всегда на позитиве и заряжать им других людей.
- И в повседневной жизни, когда везёте пассажиров тоже?
- Как правило, да. Даже пассажиры иногда подходят, говорят, как здорово, что Вы так улыбаетесь.
Галина Сорокина с коллегами на конкурсе
- Если бы можно было откатить конкурс к началу, что бы Вы исправили в своём выступлении?
- Тогда давайте сначала немножко вернёмся в 2022 год, когда я первый раз принимала участие в конкурсе и заняла 5 место. Тогда после каждого конкурсного дня выкладывали результаты, благодаря чему можно было заранее решить какие-нибудь спорные вопросы. В этом году, к сожалению, такого не было, а у меня возник вопрос по поводу приёмки подвижного состава. Так что если откатывать назад, то я бы только это вернула. А так, в принципе, я всё сделала прекрасно, как и готовилась. Но как говорится, после драки кулаками не машут.
– За счёт чего удалось после пятого места подняться в тройку призёров?
– В 2022 году я тоже рассчитывала на призовое место, но у меня случился форс-мажор: на вагоне вышел из строя АВДУ (автоматический выключатель дистанционного управления. – Прим. ред.), и мне пришлось разгоняться на одной паре двигателей. Ну, вы понимаете, что на одной паре тяжелее разгоняться, чем на двух. А второй форс-мажор был связан с внешней помехой, которая произошла, когда я подсчитывала секунды, чтобы проехать нужный участок со скоростью 5 километров в час. Мне помешали, я сбилась, потеряла 2−3 секунды, а это играет большую роль, и элемент мне не засчитали. В этом году тоже не получилось выступить так, как хотелось, но я слишком целеустремлённый человек и всегда рассчитываю, что займу призовое место. С одной стороны, это, наверное, хорошо. А с другой, может быть, и плохо – появляется уверенность, что призовое место у меня уже в кармане, а вот удачка немножко отворачивается…
- В Вашем голосе я слышу больше разочарования от третьего места, чем радость от этого результата…
- Да. Вы меня хорошо поняли. Но меня уже семья успокоила: муж, дети, которых у меня трое. Они очень гордятся мной, особенно старший сын – сказал, что я умничка, что на меня нужно равняться, и даже теперь собирается подумать о том, чтобы всё же закончить высшее образование – о чем я всё время его пилю, чтобы шёл вперёд, развивался. В общем, третье место — это тоже хорошо (улыбается).
- Есть желание дальше продолжать участие, чтобы всё-таки занять в следующем году первое место и поехать на Всероссийский конкурс?
- Я рукой не махнула, нет. Просто я уже добилась того, к чему шла за свои 3,5 года работы водителем трамвая. Получила первый класс, к чему стремилась. К тому же я понимаю, что точно войду в пятёрку, создам таким образом конкуренцию и займу место того, кто хочет повысить себе класс. Одним словом, буду ещё думать над этим вопросом.
- Галина, вместе с коллегами Вы наблюдали с трибун выступление на конкурсе вагона с ИИ-автопилотом. Как Вы сами оцениваете заезд «умного трамвая»?
- Так-то, конечно, он проехал всё прекрасно и великолепно. Но всё-таки это испытание проходило в условиях ограниченного пространства. А вот как беспилотный трамвай будет себя вести на обычной трассе в городе, где намного больше другого транспорта, намного больше людей? Я, наверное, склоняюсь к тому, что никакой искусственный интеллект не заменит живого человека, если только в помощь ему.
- Сердце не замерло, когда по сценарию конкурса на пути перед трамваем вышел человек?
- Ну, да, было такое!
- Впечатлил Вас этот момент, когда ИИ распознал на путях человека и остановил вагон? Убедил в чём-то?
- В принципе, да, особенно после того, как директор Горэлектротранса Денис Юрьевич Минкин рассказал, что главный инженер вышел продемонстрировать способности этого искусственного интеллекта на глазах своего ребёнка.
- Каким Вы видите своё место в этом «трамвайном будущем»?
- Мне кажется, что не так быстро у нас всё будет трансформироваться. Поэтому я думаю, что до этого момента не доработаю. А так, конечно, интересно было бы посмотреть! Но совсем водителя убирать нельзя, нужно, чтобы он всё-таки контролировал беспилотный трамвай, потому что ситуации разные бывают.
- Как сложился у Вас путь в профессию?
- Родилась я в Ленинграде. Получила несколько образований. Я и музыкальный работник, и бухгалтер-экономист, и оператор-контролёр банка. Но так получилось, что всю жизнь проработала я всё-таки за рулём, на легковых и грузовых машинах. Потом хотела пойти на водителя троллейбуса. А муж сказал, ну что ты опять пойдёшь баранку крутить! Иди, говорит, отучись на водителя трамвая. Где-то три-четыре года я думала, а потом пошла. Мне очень понравилось, я не пожалела, подумала только, что напрасно так долго решала, нужно было идти раньше.
- На каких маршрутах Вас можно встретить?
– На всех маршрутах 1-го парка. Училась я на 45-м, начинала работать тоже на 45-м маршруте, поэтому он остался самым любимым. Хотя, вы знаете, все маршруты интересные, потому что работать на одном немножко надоедает. Ну, раз в неделю, два раза в неделю, а потом хочется какого-то разнообразия: посмотреть других людей, другие остановки.
- Если бы у Вас была возможность обратиться ко всем своим пассажирам с просьбой или пожеланием, что бы это было?
- У меня самая главная просьба - чтобы пассажиры видели, что у трамвая есть не только первая дверь! Почему-то у нас все пассажиры всегда выходят и входят в первую дверь, а ведь есть и вторая, и третья, и четвёртая. Тем более, что вторая и третья двери - это низкие площадки, где можно сразу шагнуть в салон, а не подниматься по ступенькам (имеется в виду вагон ЛМ-2008. – Прим. ред.). А все идут только в первую дверь, и там образуется такая очередь, что ты теряешь время, «теряешь» светофор. А ведь у нас есть расписание, которого мы должны придерживаться. Ещё хочется попросить, чтобы пассажиры обязательно держались за поручни!
Напомним, 1 и 2 места на городском конкурсе профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая-2024» заняли водитель Трамвайного парка № 7 Дарья Старцева и водитель Трамвайного парка № 5 Роман Барышников.