Водитель Трамвайного парка № 7 Дарья Старцева заняла первое место на конкурсе профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая» со второго захода. В прошлом году она остановилась в одном шаге от тройки призёров, а в этом собрала все эмоции в кулак, и добилась поставленной цели – победы. В интервью Дарья Старцева рассказала, кем видит себя в «трамвайном будущем», что делает её счастливой во время работы на линии, а также о том, как можно добиться от трамвая взаимности.
- Даша, во флеш-интервью сразу после окончания конкурса Вы сказали, что Вам пришло невероятное количество смс. Какое запомнилось больше всего?
- Очень много было сообщений от коллег. У нас дружный коллектив, очень много общих чатов. Естественно, и мой технический наставник оповестил в них о том, что я заняла первое место, и я сама написала в некоторые дружественные чаты. Все поздравления были очень искренними, и мне было очень приятно их читать. Я считаю, что заслужила это. А запомнилось от мамы, конечно. Мама горда мной!
- Считали, сколько всего поздравительных сообщений получили?
- Около тридцати, и до сих пор продолжаю их получать. Новость расходится (улыбается).
- Когда Вас фотографировали во время конкурса, я обратил внимание, что Вы прильнули к вагону, как к другу. Что для Вас трамвай?
- Трамвай для меня действительно как друг, как мой компаньон. Это естественно, ведь мы с ним вместе работаем. У каждого вагона есть свой характер, свои отличительные черты, к ним нужно привыкать, с ним нужно договариваться. Случается, что вагон тебя не любит, и у тебя обязательно с ним постоянно происходят какие-то неважные истории или поломки. Такое тоже бывает. С ними со всеми нужно очень нежно обращаться, и тогда они ответят взаимностью.
- А как можно договориться с трамваем? Какие есть способы?
- В первую очередь, найти подход к управлению трамваем. Техника управления очень многое решает во взаимодействии водителя и трамвая. К счастью, у меня получается. Ещё я слышала, что некоторые могут подойти, поздороваться с трамваем, прежде чем его включить, но я такое ещё не пробовала.
- Вы сказали, что у каждого трамвая свой характер. А какой он по Вашему ощущению - женский или мужской?
- Я бы сказала, что женский. Темпераментный, иногда не знаешь, чего от него ожидать (смеётся). Мужской - он более спокойный, его проще предугадать.
Дарья Старцева на конкурсе профмастерства
- О чём Вы думали, когда наблюдали на конкурсе выступление «трамвая-робота», когда водитель не вмешивался в управление искусственного интеллекта?
- Восторг! Гордость за то, что предприятие, на котором я работаю, добилось таких колоссальных успехов вместе с группой компаний Cognitive Technologies. Для нас это было удивительно и приятно. Мир движется вперёд, и мы тоже. Возможно в ближайшем будущем по улицам нашего города действительно будут ездить беспилотные трамваи, и нужно идти в ногу со временем, привыкать, подстраиваться, в том числе изучать что-то новое, не стоять на месте. Меня, в частности, посещали мысли о том, как мы уже в другом амплуа, в амплуа бортовых инженеров будем просто сидеть в кабине рядом с искусственным интеллектом и смотреть, как трамвай сам будет развозить пассажиров.
- Вы сами себя в этом будущем в каком качестве видите?
- В Горэлектротрансе меня привлекает возможность благодаря системе кадрового резерва повышать своё образование, идти дальше по карьерной лестнице. Например, мне очень нравится организация движения, здесь очень многое хотелось бы поменять. И мне есть, что предложить. Поэтому не обязательно бортинженером - может быть, у меня получится повысить квалификацию, и устроиться на работу туда, где можно будет решать вопросы. Потому что я вижу, сколько у предприятия есть возможностей для развития.
- Даша, а у Вас фантазия хорошая?
- Ну, я бы сказала, что да….
- Тогда могу я Вас попросить сейчас закрыть на минутку глаза? Я произношу фразу: «Трамвай будущего». Опишите, пожалуйста, что Вы видите?
- (после паузы) Трамвай будущего… Во-первых, он очень длинный, поскольку население у нас растёт, соответственно, больше пассажиропоток должен быть. Трамвай всё ещё следует по рельсам… Однако в кабине я никого не вижу.
- Какой у него цвет? Форма кузова?
- Цвет больше красный, поскольку он исторически ассоциируется с трамваями Санкт-Петербурга. Не яркий, но достаточно блестящий. Я бы, наверное, сравнила его с моделью «Богатырь», чтобы автомобилисты видели его везде и уступали дорогу. Но форма кузова у него более обтекаемая, каплевидная.
- А контактная сеть присутствует, токоприёмник?
- Да, потому что, как мне кажется, трамвай без всего этого всё-таки больше похож на троллейбус или электробус.
- Пассажиров много в этом трамвае, который Вы сейчас представляете?
- Очень много! Экология в будущем будет очень важна для нашего мира, и экологический транспорт – такой, как трамвай - должен пользоваться популярностью. К тому же это самый безопасный вид транспорта.
- Расскажите, пожалуйста, о себе: откуда Вы, как пришли на предприятие?
- Я приехала в Санкт-Петербург из Барнаула в 2016 году. Это было спонтанное решение. Устроилась на работу в Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк. Поскольку мне было только 20 лет, а водителем брали с 21 года, я проработала несколько месяцев кондуктором. Поняла изнутри специфику работы, организацию движения и всего производственного процесса. Поэтому в будущем мне было намного легче вливаться в рабочий ритм. Проработала 2 года в СТТП и ушла работать в «Чижик»: мне не хватало движения какого-то, а там на тот момент было больше инновационных технологий. 3 года отработала в «Чижике», а когда в Горэлектротранс пришёл Денис Юрьевич Минкин, начал развивать предприятие и проводить реформы - вернулась. Я поняла, что в Горэлектротрансе у меня больше шансов продвинуться вперёд, удовлетворить свои амбиции, куда-то пойти, что-то сделать. Вот уже 2 года я работаю в 7-м трамвайном парке и безумно довольна!
С коллегами по парку Никитой Козловым (слева) и Михаилом Лебедевым
- С какими чувствами Вы обычно начинаете свою рабочую смену?
- С чувством азарта.
- Азарта?
- Видите ли, я люблю ездить быстро. При этом я очень часто выезжаю из парка вечером, это мои самые любимые смены. Я прекрасно понимаю, что в час пик, скорее всего, буду стоять в пробках. И мне интересно, как я с этим справлюсь. Представляю, как я с довольными пассажирами буду лететь сквозь эту пробку. Где-то, возможно, постою, где-то поднагоню, чтобы в итоге привезти пассажиров на нужную остановку согласно расписанию. Это такой азарт просчитывания светофоров, дорожной ситуации. Мне очень нравится ощущать скорость!
- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать водитель трамвая?
- Во-первых, он должен уметь концентрировать внимание не на одной точке или ситуации, а на нескольких одновременно. Это очень важно в нашей работе. Стрессоустойчивость обязательна в нашем большом городе. Доброжелательность тоже важна, поскольку пассажиры у нас сейчас очень ранимые. Важно успокоить их в каких-либо нештатных ситуациях.
- Приведите, пожалуйста, пример.
– Бывает, что мы стоим под задержкой движения. Люди обычно озабоченно смотрят в кабину или высматривают, что происходит впереди. Начинают суетиться, требовать вернуть деньги за оплаченный проезд. Нужно выйти к ним, улыбнуться. Не кричать в ответ, а спокойно объяснить, в чём причина, что им делать дальше, можно ли остаться, как решить проблему. И тогда люди либо выходят из трамвая с улыбкой, либо остаются и чувствуют себя спокойнее. Это важно, поскольку пассажиры — наш главный приоритет.
- Есть у Вас какой-то рецепт, как сохранить спокойствие в условиях сложной дорожной обстановки?
- Внутренний монолог с собой. Главное, вслух ничего не сказать. Обычно я сохраняю каменное выражение лица, а уже потом, на конечной станции либо после рейса, общаюсь с друзьями, рассказываю всё в красках, выплёскиваю эмоции.
- На конкурсе Вы признались, что очень эмоциональный человек. Что может растрогать Вас до слёз?
- Мне очень-очень-очень нравится, когда совсем маленькие дети с восторгом смотрят на остановке на трамвай. Родители подбадривают, подводят их в кабине. Дети нам с искренней радостью машут. А если водители помашут им в ответ, они становятся просто безумно счастливы! Это может очень сильно растрогать. Такие моменты я просто обожаю!
Напомним, 2 и 3 места на городском конкурсе профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая-2024» заняли водитель Трамвайного парка № 5 Роман Барышников и водитель Трамвайного парка № 1 Галина Сорокина.